…le="text-align: justify;">- Почему в программе "Военная ипотека" банковские структуры начали активно принимать участие только сейчас?

- Для массового потребителя программа была запущена только весной 2009 года, первый кредит был выдан в мае. У партнеров АИЖК какое-то время ушло на обучение персонала, отработку процедур, подготовку систем автоматизации. Сейчас выдача кредитов идет по налаженной схеме, поэтому и кажется, что активность повысилась.

В то же время, активность кредитования по программе «Военная ипотека» повышается, поскольку растет количество обращений за кредитами (займами) по мере увеличения числа военнослужащих, ставших участниками накопительно–ипотечной системы.


· Интервью заместителя начальника федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Сергея Владимировича Мозжухина газете "Красная звезда"


Газета "Красная звезда",18 декабря 2009 года

Руководством Министерства обороны Российской Федерации предпринимаются энергичные меры по усилению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей. При этом первостепенное значение отводится решению жилищной проблемы.

Одним из приоритетных направлений этой деятельности является развитие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС).

Ответить на волнующие военнослужащих вопросы, связанные с функционированием НИС, мы попросили заместителя руководителя федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» С.В.Мозжухина.


Сергей Владимирович, прошло уже более четырех лет как был запущен механизм накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Какова динамика ее функционирования?


С принятием в августе 2004 года разработанного по поручению Президента Российской Федерации Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» развернута работа по жилищному обеспечению указанных в нем категорий военнослужащих. В основном речь идет о военнослужащих, окончивших военные образовательные учреждения и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года. В соответствии с этим законом обязательства государства по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями переведены из натуральной формы (то есть предоставление квартиры) в денежную (предоставление денежных средств на приобретение жилых помещений).

Всего по состоянию на ноябрь 2009 г. по федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, открыто 113 тысяч 540 именных накопительных счетов, на которых учтено 27 млрд.430 млн. рублей. К примеру, у военнослужащих, ставших участниками накопительно-ипотечной системы с 1 января 2005 года, на именных накопительных счетах в настоящее время уже находится по 403,4 тыс. рублей. Расходы государства на ежегодные накопительные взносы военнослужащих год от года увеличиваются. Если в 2005 году, в начале функционирования НИС, они составляли 1031,0 млн. рублей в год, то в 2009 году эта сумма составит уже 14216,6 млн. рублей.

Динамика, как вы сами видите, есть и она довольно внушительная.


Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» создано, как я понимаю, для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Какие же конкретные задачи стоят перед специалистами Вашего учреждения?


Хочу подчеркнуть, в настоящее время ФГУ «Росвоенжилье», а именно так сокращенно называется наше учреждение, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Но, несмотря на ведомственную принадлежность, мы работаем в интересах всех федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Среди множества задач основными для нас являются:

во-первых, открытие и ведение именных накопительных счетов по каждому участнику НИС. Основанием для открытия счета является поступление к нам от регистрирующего органа сведений о включении военнослужащих в реестр участников НИС. На именных счетах учитываются накопительные взносы из федерального бюджета. Именные счета ведутся именно в ФГУ «Росвоенжилье», а не в банке, как до сих пор думают многие участники;

во-вторых, передача накапливаемых на именных счетах средств в доверительное управление в целях сохранности покупательной способности;

в-третьих, предоставление целевых жилищных займов для приобретения участниками НИС жилых помещений в собственность;

в-четвертых, погашение за счет средств целевого жилищного займа (ЦЖЗ) обязательств по ипотечному кредиту (займу), взятых на себя участником НИС.


Каким образом происходит выделение денежных средств для жилищного обеспечения военнослужащих-участников НИС?


ФГУ «Росвоенжилье» на основании прогнозных сведений от федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляет расчет планируемой потребности в накопительных взносах. Денежные средства в установленном порядке в соответствии с данным расчетом поступают на лицевой счет ФГУ «Росвоенжилье», открытый в Федеральном казначействе. После распределения поступивших средств по именным накопительным счетам они передаются в доверительное управление управляющим компаниям, с которыми заключены соответствующие договоры. Полученный от доверительного управления доход также распределяется по именным накопительным счетам.


На функционирование НИС государство выделяет немалые средства, но как уберечь их от инфляции?


Вы абсолютно правомерно задаете такой вопрос. В целях сохранности средств накоплений они могут передаваться в доверительное управление управляющим компаниям.

В настоящее время доверительное управление накоплениями осуществляют девять управляющих компаний – профессиональных участников рынка. Ежедневный контроль по соблюдению управляющими компаниями требований законодательства Российской Федерации, договоров доверительного управления накоплениями и ежедневную оценку стоимости чистых активов осуществляет специализированный депозитарий ООО «СДК «Гарант».

Исходя из ситуации, сложившейся на фондовом рынке, управляющие компании придерживаются консервативной политики инвестирования, накоплений, размещая средства, главным образом, в облигации высоконадежных эмитентов с государственной поддержкой, на депозитах надежных банков.

По состоянию на 17 ноября 2009 г. управляющие компании добились прироста накоплений за весь период инвестирования (с 2006 года) на сумму1,7 млрд. рублей.


На основании чего и в каком порядке происходит включение выпускников военных образовательных учреждений в реестр участников накопительно-ипотечной системы?


Напомню, что участниками накопительно-ипотечной системы являются военнослужащие – граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников. Реестр участников НИС представляет собой перечень участников НИС и сведений о них. В Министерстве обороны Российской Федерации формирование и ведение реестра осуществляется Главным квартирно-эксплуатационным управлением.

Категории участников накопительно-ипотечной системы и основания для их включения в реестр установлены федеральным законом. В зависимости от категории федеральным законом предусмотрено добровольное или обязательное включение в систему.

Выпускники ВВУЗов, заключившие первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, становятся участниками НИС в обязательном порядке. Таким образом, 2009 год первый, в котором все выпускники ВВУЗов должны будут стать участниками НИС в обязательном порядке.

Количество таких выпускников, назначаемых на должности в воинские части и организации Министерства обороны, в текущем году составляет более 14 тысяч человек.

До последнего времени списки на включение в реестр участников НИС выпускников военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации составлялись и направлялись командирами тех воинских частей, в которые распределялись выпускники. На практике срок предоставления документов при такой схеме оказался чрезмерно затянутым.

Для ускорения процесса включения выпускников в указанный реестр приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 г. № 30 была утверждена новая Инструкция о формировании и ведении реестра участников НИС Минобороны России (ранее действующий приказ 2005 года № 220 утратил силу). В соответствии с требованиями инструкции списки на включение выпускников военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации составляются непосредственно в ВВУЗах после присвоения выпускникам первого воинского звания офицера и направляются по подчиненности.


По сравнению с ранее существовавшей системой жилищного обеспечения можно ли выделить особенности накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих?


Для включения в реестр участников НИС не требуется признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, не учитывается наличие у военнослужащего или членов его семьи жилья (в том числе в собственности);

целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения предоставляется военнослужащему уже по истечении трех лет участия в системе;

жилое помещение, приобретенное с использованием целевого жилищного займа, сразу же оформляется в собственность военнослужащего и может использоваться для проживания членов семьи или сдаваться в поднаем;

место приобретения жилого помещения определяется самим военнослужащим, как по месту прохождения военной службы, так и в любом другом населенном пункте Российской Федерации в предполагаемом избранном месте жительства военнослужащего;

за военнослужащим сохраняется право на обеспечение служебным жилым помещением на весь срок военной службы;

после возникновения права на использование накоплений военнослужащий может потратить денежные средства с именного накопительного счета на иные, кроме покупки жилого помещения, цели.


Иногда военнослужащие задают вопрос, почему они сами не могут выбирать управляющую компанию для инвестирования средств со своего именного накопительного счета?


Как я уже говорил, средства накоплений для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» правом заключения договоров доверительного управления по итогам конкурса по отбору управляющих компаний обладает только уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование НИС.


А как же происходит накопление денежных средств на именном накопительном счете участника НИС?


Формирование накоплений на именном накопительном счете происходит за счет разных источников.

Во-первых, накопительные взносы за счет средств федерального бюджета (основной источник). Размер взноса на одного участника НИС утверждается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год (изменение размера взноса: в 2005 году - 37 тыс. руб., в 2009 году – 168 тыс. руб., в 2010 году – 175,6 тыс. руб.).

Начисление накопительных взносов на именной накопительный счет производится, начиная с даты возникновения основания для включения военнослужащего в реестр участников НИС, и не зависит от даты его фактического включения в данный реестр и даты открытия счета.

Во-вторых, доходы, полученные от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих. Учет доходов начинается с даты фактического открытия счета. Доходы начисляются на именной накопительный счет участника НИС ежеквартально по результатам соответствующего квартала в году.


Военнослужащие служат не только в столице нашей Родины. Согласитесь, из Москвы непросто управлять такой сложной системой как НИС?


Действительно, без наших помощников в субъектах Российской Федерации реализовывать свои полномочия было бы нелегко. В целях обеспечения реализации прав военнослужащих на приобретение жилых помещений с использованием целевых жилищных займов в 2008 году были созданы 11 филиалов ФГУ «Росвоенжилье» в субъектах Российской Федерации (города: Санкт-Петербург, Воронеж, Волгоград, Краснодар, Самара, Екатеринбург, Барнаул, Новосибирск, Мурманск, Владивосток и Калининград).

Для более полного охвата участников НИС на всей территории Российской Федерации, завершается работа по созданию в 2009 году еще 10 филиалов (города Смоленск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Новороссийск, Владикавказ, Челябинск, Чита, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский).

С июня 2009 г. по состоянию на 15 ноября 2009 г из числа военнослужащихучастников НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, 1200 военнослужащих уже приобрели квартиры в 62 субъектах Российской Федерации.

В декабре 2009 года планируется, что еще 300 военнослужащих приобретут квартиры за счет средств целевого жилищного займа.

До конца 2009 г. в общей сложности порядка 1800 военнослужащихучастников НИС станут собственниками жилых помещений за счет средств целевого жилищного займа.


Правительством Российской Федерации в свое время было создано Агентство ипотечного жилищного кредитования. Какое отношение оно имеет к функционированию НИС?


ФГУ «Росвоенжильё» в целях повышения доступности жилых помещений военнослужащим путем реализации проектов по ипотечному кредитованию участников НИС сотрудничает с открытым акционерным обществом «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК).

Одним из совместных проектов является разработка АИЖК специальной программы ипотечного кредитования военнослужащих «Военная ипотека», позволяющей в 1,5-2 раза увеличить размер предоставляемого ипотечного кредита по сравнению со стандартным кредитом.

Каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС имеет право на заключение договора целевого жилищного займа. АИЖК в установленном порядке рефинансирует ипотечные кредиты, которые предоставляются военнослужащим. То есть, выкупает закладные для того, чтобы банки могли в последствии кредитовать участников НИС.


Сергей Владимирович, ожидается ли совершенствование правовой базы НИС?


В ближайшее время планируется запустить механизм приобретения квартир военнослужащими – участниками НИС на стадии строительства жилых домов через договоры долевого участия в строительстве жилого помещения, что позволит снизить стоимость 1 м. жилого помещения и увеличить приобретаемую площадь жилья.

 



  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН  №117-ФЗ от 20 августа 2004г. "О НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ".

 

Существующая система в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета не позволяет реализовать в полном объеме установленные законодательством права военнослужащих по обеспечению жильем.
Предметом правового регулирования и целью закона являются отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения военнослужащих с целью государственной поддержки жилищного обеспечения военнослужащих путем формирования жилищных накоплений за счет средств федерального бюджета и поддержания платежеспособности военнослужащих при ипотечном жилищном кредитовании.

Законом предусматривается, что участниками накопительно-ипотечной системы становятся:
лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, в том числе заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года;
офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы, начиная с 1 января 2005 года;
прапорщики и мичманы по достижении ими трех лет общей продолжительности военной службы по контракту при условии заключения первого контракта о прохождении военной службы не ранее 1 января 2002 года;
сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Законом урегулирован важный вопрос участия в накопительно-ипотечной системе выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования, заключивших контракты о прохождении военной службы до начала действия системы.
Учтен принцип поддержания доверия военнослужащих к закону и действиям государства, имея в виду не только необходимость максимального сохранения действующей системы социальных льгот и гарантий военнослужащих, но также расширения действенных форм и способов их жилищного обеспечения.
Так, предусматривается предоставление военнослужащему или членам его семьи, в случаях, определенных законом, права на использование средств жилищных накоплений, учтенных на именном накопительном счете, вне зависимости от наличия у военнослужащего или членов его семьи жилых помещений для постоянного проживания.
Эта норма уравнивает социальные права военнослужащих и расширяет мотивацию прохождения военной службы по контракту за счет возможности получения военнослужащим, имеющим жилье для постоянного проживания, дополнительных денежных средств для улучшения своих жилищных условий.
Возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.

Законом предусмотрено сохранение жилищных прав членов семей военнослужащих, установленных статьей 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В случае исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи со смертью или гибелью члены его семьи имеют право на целевое использование средств, учтенных на именном накопительном счете участника, и получение дополнительных денежных средств для решения своих жилищных вопросов.

Закон является специализированным актом, регламентирующим процедуру распоряжения бюджетными средствами, предназначенными для жилищного обеспечения военнослужащих, а также регулирующим вопросы формирования жилищных накоплений, принципы их размещения и инвестирования, полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации деятельности накопительно-ипотечной системы, уполномоченного федерального органа, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Данный закон относится к сфере действия административного, финансового и гражданского законодательства

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Основной целью создания накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих является повышение привлекательности военной службы путем усиления социальной защищенности военнослужащих. Достигается указанная цель путем законодательного перевода гарантий государства в обеспечении жильем военнослужащих, определенных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в форму прав военнослужащих, возникающих в результате исполнения ими контрактов по прохождению военной службы, и соответствующих обязательств государства по выплате денежной суммы на приобретение жилья.

Преимущество накопительно-ипотечной системы по сравнению с действующей системой обеспечения военнослужащих жильем заключается в адресном целевом использовании денежных средств, направляемых на решение жилищной проблемы, и в установлении зависимости качества приобретаемого жилья от продолжительности военной службы, а не от нуждаемости в жилье. При этом процесс формирования денежных средств, предназначенных для приобретения жилья, контролируется как федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная служба, так и самим военнослужащим. Опыт использования государственных жилищных сертификатов показал, что адресное целевое использование бюджетных средств повышает их эффективность на 15 - 20%.
Замена действовавшей ранее системы жилищного обеспечения накопительно-ипотечной системой позволит отказаться от натуральной формы жилищного обеспечения в пользу денежных расчетов с военнослужащими.

Основой для создания накопительно-ипотечной системы является долгосрочный характер воинской службы (в среднем 15 - 20 лет) и предусмотренные в бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья. С учетом начала реализации системы с 2005 г. 17-летний срок участия в накопительно-ипотечной системе (средняя продолжительность военной службы до достижения 20 лет календарной выслуги) принят за базовый период накопления средств для приобретения жилья.

Выбор военнослужащего между ипотечным кредитованием и накопительной схемой будет предопределяться долгосрочным прогнозом темпа роста цен на жилье и доходностью от размещения накоплений. Если за расчетный 17-летний период прирост цен на жилье превысит доход, полученный от управления накоплениями, приоритетным выбором становится ипотечное кредитование.

В рамках накопительно-ипотечной системы выбор в пользу ипотечного кредита будет экономически оправдан в том случае, когда ставка по ипотечному кредиту будет меньше либо равна темпу роста цен на жилье.

Накопительная схема является более выгодной в том случае, если доходность от управления накоплениями будет выше среднедушевых доходов населения и свя… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz