- Статус военнослужащих
- Права членов семьи участника накопительно-ипотечной системы на жилищное обеспечение
- Выплата денежных средств участнику ипотечно-накопительной системы жилищного обеспечения, дополняющих накопления для жилищного обеспечения
· Статус военнослужащих
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.04.2005 N 37-ФЗ) в соответствии с Конституцией РФ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными конституционными законами и федеральными законами.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих. Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством РФ.
Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ (органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей (ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
К военнослужащим относятся:
- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами РФ, а также иностранными гражданами:
- в Вооруженных Силах РФ;
- в пограничных войсках;
- во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ;
- в войсках гражданской обороны;
- в инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти;
- в Службе внешней разведки РФ;
- в органах федеральной службы безопасности;
- в федеральном органе специальной связи и информации;
- в федеральных органах государственной охраны;
- в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
- в воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- в создаваемых на военное время специальных формированиях (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Прохождение военной службы осуществляется:
- гражданами РФ - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
- иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).
Граждане РФ (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (п. 3 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).
Граждане РФ (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ).
Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
- Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;
- генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;
- полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;
- военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет (п. 1 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет (п. 2 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет (п. 3 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания:
Составы ¦ Воинские звания
военнослужащих ¦
¦ войсковые ¦ корабельные
Солдаты, матросы, рядовой матрос
сержанты, ефрейтор старший матрос
старшины младший сержант старшина 2 статьи
сержант старшина 1 статьи
старший сержант главный старшина
старшина главный корабельный
старшина
Прапорщики прапорщик мичман
и мичманы старший прапорщик старший мичман
Офицеры:
младшие офицеры младший лейтенант младший лейтенант
лейтенант-лейтенант
старший лейтенант старший лейтенант
капитан капитан-лейтенант
старшие офицеры майор капитан 3 ранга
подполковник капитан 2 ранга
полковник капитан 1 ранга
высшие офицеры генерал-майор контр-адмирал
генерал-лейтенант вице-адмирал
генерал-полковник адмирал
генерал армии адмирал флота
Маршал Российской Федерации
Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово "гвардии".
К воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".
К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".
Для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям (ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Воинские звания военнослужащим присваиваются:
- высших офицеров - Президентом Российской Федерации;
- до полковника или капитана 1 ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, а также в адъюнктуре или военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника или капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное образовательное учреждение.
Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).
Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора или капитана 3 ранга.
При поступлении на военную службу гражданина, проходящего либо проходившего службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или иных правоохранительных органах и имеющего специальное звание, воинское звание ему присваивается в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы (ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ).
· Права членов семьи участника накопительно-ипотечной системы на жилищное обеспечение
Правовая защита членов семей военнослужащих является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащего» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 г.)) (далее — Закон о статусе).
Одним из наиболее важных критериев социальной защищенности членов семей военнослужащих является сохранение в случае гибели или смерти военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за членами его семьи права на жилищное обеспечение. Данное право закреплено п. 4 ст. 24 Закона о статусе. Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (далее — Закон о НИС) определена новая форма обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. Вопрос обеспечения прав членов семей военнослужащих в случае исключения военнослужащего-участника накопительно-ипотечной системы (далее также — НИС) из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью не оставлен без внимания и в указанном законодательном акте.
Статьей 12 Закона о НИС определено право членов семьи участника НИС на жилищное обеспечение в случае исключения участника из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. Автор настоящей статьи ставит перед собой цель проанализировать способы и порядок реализации вышеуказанного права.
В случае исключения участника НИС (далее также — участника) из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим члены его семьи имеют право:
— на целевое использование средств, учтенных на именном накопительном счете участника для жилищного обеспечения;
— на погашение уполномоченным федеральным органом целевого жилищного займа, полученного участником НИС;
— на выплату по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее — общая продолжительность военной службы) могла бы составить 20 лет (без учета дохода от инвестирования), в целях использования этих средств для жилищного обеспечения.
Необходимо обратить внимание на то, что законодатель не ставит возможность реализации права на жилищное обеспечение в зависимость как от причин гибели или смерти, так и от обстоятельств, имевших место при наступлении вышеуказанных юридических фактов (например, участие в боевых действиях, исполнение служебных обязанностей или нахождение в состоянии алкогольного опьянения, совершение противоправных действий и т.д.).
В Законе о НИС к членам семьи участника НИС отнесены:
1) супруга или супруг;
2) несовершеннолетние дети;
3) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
4) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
5) лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.
Кого следует относить к категории лиц, находящихся на иждивении.
Иждивение — полное содержание или помощь, являющаяся постоянным основным источником средств к существованию. Иждивенцы — лица, находящиеся на полном материальном содержании других лиц или получающие от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником дохода..
Факт нахождения на иждивении является фактом, имеющим юридическое значение, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных и (или) имущественных прав граждан. Установление факта, имеющего юридическое значение, производится судом в порядке особого производства. Это специальный вид гражданского судопроизводства, в котором рассматриваются дела, прямо определенные законом, по которым отсутствует спор о праве, но по которым необходимо подтвердить наличие или отсутствие юридических обстоятельств, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав граждан и организаций. По данным категориям дел отсутствует спор о праве между заинтересованными лицами, в связи с чем суд не разрешает каких-либо споров и в процессе отсутствуют стороны.
Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства, определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).
Поданное по делам особого производства заявление должно удовлетворять требованиям ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, а также специальным положениям подразд. IV разд. II ГПК РФ (по соответствующим категориям дел). Возбуждение дела производится по инициативе заявителя, в качестве которого могут выступать лица, заинтересованные в подтверждении наличия или отсутствия юридических обстоятельств, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав. В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов в ином, кроме судебного, порядке или невозможность восстановления утраченных документов.
Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных в исходе дела граждан, соответствующих организаций, у которых в связи с определением наличия или отсутствия юридических обстоятельств могут возникнуть определенные права или обязанности (органов социального обеспечения, финансовых органов, военкоматов, воинских частей и т.д.). Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица вправе представлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого судом заявления об установлении факта, участвовать в исследовании обстоятельств дела, обжаловать принятое решение и совершать другие действия, предусмотренные ГПК РФ. Заинтересованные лица ответчиками не являются.
Дела особого производства могут быть возбуждены в суде по заявлениям как непосредственно заинтересованных в этом лиц, так и иных граждан и организаций, когда по закону они вправе обратиться в суд в защиту интересов других лиц. Например, с заявлениями об установлении факта нахождения на иждивении, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим в суд могут обращаться опекун, попечитель в интересах своего подопечного. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия
Заявление об установлении факта нахождения на иждивении подается в суд по месту жительства заявителя. При подаче заявления несколькими лицами определение территориальной подсудности происходит по месту жительства одного из заявителей по их выбору.
Установление факта нахождения лица на иждивении умершего возможно, если оказывавшаяся помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., суд выясняет, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Выдача соответствующим органом (в частности, жилищно-эксплуатационной организацией) справки о том, что, по имеющимся данным, лицо состояло на иждивении умершего, является одним из доказательств нахождения на иждивении, оцениваемым судом в совокупности с прочими, и не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении.
Вступившее в законную силу решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим этот факт, и обязательно для органов, регистрирующих такие факты или оформляющих права, которые возникают в связи с установленным судом фактом. Вступившее в законную силу решение суда о признании факта нахождения на иждивении является основанием для издания приказа по строевой части о включении лица, находящегося на иждивении у военнослужащего, в графу 21 личного дела
Правовой институт опеки и попечительства играет немаловажную роль в рассматриваемых в данной статье отношениях при анализе ситуации, в которой имеет место гибель или смерть участника НИС, признание его безвестно отсутствующим или объявление его умершим при наличии у участника НИС члена семьи либо (и) лица, которое находилось у него на иждивении, но факт нахождения на иждивении надлежащим образом оформлен не был, причем находящиеся на иждивении лица нуждались в опеке или попечительстве.
Порядок установления и прекращения опеки и попечительства, порядок исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей, порядок распоряжения имуществом подопечного устанавливается ст. ст. 31 — 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Права и обязанности опекунов, попечителей и подопечных определяются ст. ст. 145 — 150 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ).
Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся в соответствующих воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях, являются эти учреждения.
В соответствии с п. 7 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 г.) умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. Основанием для исключения из списков части в вышеуказанных случаях являются подтверждающие документы (свидетельство о смерти, вступившее в силу решение суда).
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим рассматривает суд в порядке особого производства (подробно рассмотренного ранее).
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим может быть подано заинтересованными лицами, в качестве которых могут выступать: супруг, родственники, члены семьи, кредиторы, работодатель и другие лица. Опекуны и попечители заинтересованных лиц могут подать заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим в интересах своего подопечного. Территориальная подсудность данной категории дел устанавливается по месту жительства заинтересованного лица (по месту нахождения организации). Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц, а также с участием прокурора.
Заинтересованными лицами являются лица, у которых в связи с признанием гражданина безвестно отсутствующим или объявлением гражданина умершим возникают определенные права или обязанности.
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Обстоятельства, являющиеся основанием для признания гражданина безвестно отсутствующим или для объявления его умершим, могут быть подтверждены справкой органов внутренних дел о розыске пропавшего и о невозможности его найти, документом об авиакатастрофе, несчастном случае и т.д. Иногда эти обстоятельства являются общеизвестными, например захват заложников, стихийные бедствия и т.д. Также могут быть приведены ссылки на показания свидетелей, которые последний раз видели пропавшего или слышали о нем, письма пропавшего и т.п.
В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными (боевыми) действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий. В случае если день окончания боевых действий является общеизвестным фактом, то доказательств окончания боевых действий не требуется (например, окончание войны в Афганистане).
При подготовке дела к судебному разбирательству судья выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях, в случае если такие данные в надлежаще оформленном виде не представили заявитель или заинтересованные лица.
Основания и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим определены в ст. ст. 42 — 46 ГК РФ. Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается 1-е число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1-е января следующего года.
Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенног… Продолжение »