…занных с ними цен на жилье. Для этого в текущих рыночных условиях доходность от управления накоплениями (с учетом расходов на управляющие компании и специализированный депозитарий не более 1% годовых) должна быть не ниже 3 - 4% годовых сверх уровня инфляции.

Количество участников накопительно-ипотечной системы определено исходя из математической модели динамики количества военнослужащих, участвующих в системе, на 2005 - 2037 годы.
Усредненная норма площади жилья на одного увольняемого военнослужащего принята в размере 54 квадратных метров исходя из расчетного состава семьи 3 человека.
Накладные расходы накопительно-ипотечной системы напрямую зависят от количества ее участников и учитывают как организационные затраты, так и расходы по управлению инвестиционным портфелем, в том числе депозитарные услуги.
График бюджетных ассигнований предполагает постепенное ежегодное увеличение общей суммы накопительных взносов к 2037 году до 20 млрд. рублей..

Основаниями возникновения права на получение накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, являются:
1) достижение общей продолжительности военной службы 20 лет и более;
2) увольнение военнослужащего при общей продолжительности военной службы 10 лет и более:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным или ограниченно годным к военной службе;
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
3) решение федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу, о предоставлении накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в случае его увольнения по семейным обстоятельствам при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Время начала пребывания в накопительно-ипотечной системе и участия в ней до момента увольнения (с приобретением права на получение накопленных средств или без получения таких прав) дифференцируется по категориям военнослужащих:
офицеры, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования, к моменту вступления в систему имеют календарный срок службы не менее пяти лет (время обучения в ВВУЗе);
прапорщики и мичманы к моменту вступления в систему имеют календарный срок службы по контракту три года;
сержанты и старшины, солдаты и матросы к моменту вступления в систему при заключении в добровольном порядке второго контракта о прохождении военной службы также имеют календарный срок службы по контракту три года.
В зависимости от причин увольнения и сроков службы приобретение права на обеспечение жильем при увольнении прогнозируется дифференцированно по категориям военнослужащих:
из общего количества уволенных офицеров с правом на жилье могут быть уволены 58% и без права на жилье - 42%;
из общего количества уволенных прапорщиков и мичманов с правом на жилье могут быть уволены 68% и без права на жилье - 32%;
из общего количества уволенных солдат, матросов, сержантов, старшин с правом на жилье могут быть уволены 17% и без права на жилье - 83%.

Процесс участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Количество участников системы в 2005 году - начало реализации - составило около 58 тыс. человек, в том числе:
офицеры - 30981 человек;
прапорщики - 16992 человека;
солдаты - 9852 человека.
В расчетный год (2037 г.) общее количество участников системы может составить около 729 тыс. человек, из них:
офицеров - 362 тыс. человек;
прапорщиков (мичманов) - 251 тыс. человек;
сержантов, старшин, солдат (матросов) - 116 тыс. человек.
Выход системы на стабильный уровень функционирования из-за особенностей прохождения службы разными категориями военнослужащих различен и составляет:
для офицеров - 2032 - 2037 годы;
для прапорщиков - 2030 г.;
для солдат - 2027 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ И ИПОТЕЧНЫХ СХЕМ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЖИЛЬЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - УЧАСТНИКОВ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

 

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих предоставляет военнослужащему возможность выбора экономического поведения в отношении приобретения жилья.
Участник системы может накапливать средства весь период прохождения военной службы или может, получив целевой жилищный заем, приобрести жилье с помощью ипотечного кредита (займа) до возникновения прав на накопленные средства. Долгосрочный характер военной службы и особенности ее прохождения (степень мобильности) будут определять решение, которое сможет принять военнослужащий в отношении приобретения жилья.

Предварительные оценки географической дислокации мест прохождения военной службы военнослужащими Министерства обороны РФ показывают, что только около 30 - 35% военнослужащих проходят службу в крупных городах и административных центрах. При этом первый период военной службы проходит, как правило, в удаленных гарнизонах. Примерно в аналогичных условиях находятся Пограничные войска ФСБ. Военнослужащие Внутренних войск МВД и спецслужб проходят службу в основном в административных центрах или крупных городах. Таким образом, можно ожидать, что из общего количества участников накопительно-ипотечной системы воспользуются ипотечным кредитом не более 45 - 50%.

 

ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В основе построения накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих лежит долгосрочное инвестирование ежегодно поступающих из бюджета средств. При этом основными задачами инвестирования являются:
сохранение средств, переданных в доверительное управление, в том числе от инфляционного обесценения;
получение дохода на эти средства.
Основные цели инвестирования средств накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих реализованы в тексте закона, подробно регламентирующего требования, предъявляемые к субъектам отношений по формированию и инвестированию средств жилищных накоплений, особенности учета и размещения указанных средств. При этом законом предусматривается страхование ответственности работников субъектов отношений по инвестированию средств, оговариваются особенности планирования поддержания ликвидности.

 

  • Концепция проведения эксперимента по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено право участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа (Ст.14).

Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года после его включения в накопительно-ипотечную систему имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее-уполномоченный федеральный орган) договора целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения под залог приобретаемого жилого помещения или погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу).

Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ типовой договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы и порядок оформления ипотеки утверждаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 2 части 3 статьи 5 указанного закона в составе правил функционирования накопительно-ипотечной системы Правительством Российской Федерации утверждается порядок и условия предоставления и погашения целевых жилищных займов участникам накопительно-ипотечной системы.

При подготовке указанных документов были выявлены проблемные вопросы, связанные с отсутствием практики регистрации ипотеки при наличии двух кредиторов, погашения обязательств заемщика (военнослужащего) перед кредитором за счет ежемесячных платежей, поступающих из федерального бюджета, и согласования других вопросов в этой сфере деятельности.

Как показал опыт реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утверждение Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, регламентирующих новые механизмы жилищного обеспечения, целесообразно осуществить после проведения эксперимента по предоставлению участникам накопительно-ипотечной системы целевых жилищных займов и ипотечных кредитов.

 

Расчеты финансово-экономического обоснования норм Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ проводились в первом полугодии 2004 г. по показателям рынка недвижимости в 2003 году. При подготовке финансово-экономического обоснования средняя по России расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья принята 11800 рублей, расчетный срок накоплений - 15-17 лет (до достижения 20 лет выслуги), расчетная общая площадь приобретаемой квартиры – 54 кв. метра, что и определило сумму годового накопительного взноса на 2005 год в сумме 37 000 рублей на одного участника накопительно-ипотечной системы.

На основании данных статистических отчетов по формам федерального государственного статистического наблюдения № 1-РЖ «Сведения об уровне цен на рынке жилья» за IV квартал 2005 г. средняя по России расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья составляет около 23 500 рублей. По прогнозам Минэкономразвития России рост показателей инфляции - индексов цен по отрасли строительство в 2006 г. по отношению к 2005 г. составит 13,7 %. Таким образом, расчетную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья на 2006 год можно полагать равной  26 700 рублей, что практически в 2,3 раза превышает стоимость, принятую при расчетах финансово-экономического обоснования.

Покупательная способность годового накопительного взноса при расчетах финансово-экономического обоснования соответствовала 3,13 кв. метра (37000/11800) в год. Фактическая покупательная способность в 2006 году утвержденных накопительных взносов составит 1,52 кв. метра (40600/26600). Потеря покупательной способности составляет 52%.

При организации и проведении эксперимента по ипотечному кредитованию военнослужащих целесообразно разработать специальный кредитный продукт, учитывающий особенности данного вида кредитования, в том числе:

- возрастающий размер ежемесячного платежа по кредиту в течение
всего срока кредитования;

- ограниченность срока кредитования сроком получения заемщиком гарантированных государством выплат;

- необходимость минимизации сопутствующих затрат при оформлении приобретения жилья с помощью ипотечного кредита;

- необходимость разработки особого порядка оценки риска невозврата кредита и, соответственно, расчета процентной ставки в условиях низкого первоначального взноса.

Введение нового кредитного продукта может положительно повлиять на эффективность схемы ипотечного кредитования военнослужащих за счет согласования графиков платежей, однако не решает в полной мере проблему дефицита средств в рамках действующих параметров накопительно-ипотечной системы.

В рамках эксперимента целесообразно изучить возможность решения проблемы дефицита средств по следующим направлениям:

1. Увеличение суммы ежегодного накопительного взноса.

2. Снижение стоимости приобретаемого жилья.

3. Снижение процентных ставок по ипотечным кредитам для военнослужащих.

4. Разработка системы мер, направленных на минимизацию сопутствующих расходов военнослужащего при получении ипотечного кредита, в том числе возможность использования накоплений для покрытия отдельных сопутствующих расходов.

 

Основной целью проведения эксперимента по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих является разработка мер и механизмов, позволяющих военнослужащим реализовать право на приобретение жилья с использованием системы ипотечного кредитования.

Основными задачами проведения  эксперимента по  ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих являются:

1. Определение условий, позволяющих практически реализовать нормы Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

2. Обеспечение привлекательности накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

3. Разработка нового кредитного продукта интересного для заемщика, кредитора, инвестора, в максимальной степени приближенного к графику поступления централизованных ресурсов на именной накопительный счет участника.

4. Отработка механизмов и процедур предоставления целевых жилищных займов военнослужащим с учетом специфики прохождения военной службы, в том числе механизмов регистрации повторной ипотеки.

5. Отработка вариантов минимизации сопутствующих затрат при оформлении приобретения жилья с помощью ипотечного кредита.

6. Отработка программно-математических  средств  автоматизированной системы учета выдачи целевых жилищных займов и использования накоплений участниками накопительно-ипотечной системы.

7. Изучение вопроса о необходимости создания филиалов и представительств уполномоченного федерального органа исполнительной власти в субъектах Российской Федерации с целью оперативного оформления документов в рамках ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы.

8. Определение состояния рыночной инфраструктуры по подбору (строительству) жилья для военнослужащих, получающих ипотечные кредиты, и необходимости мер по ее развитию в регионах.

 

Эксперимент проводится в период с 2006 по 2007 год в три этапа.

Первый этап - подготовительный - с 1 мая  по 31 декабря 2006 года.

На подготовительном этапе:

определяется количество военнослужащих, участвующих в эксперименте, и субъекты Российской Федерации, в которых будет приобретаться жилье;

в проекте федерального бюджета на 2007 год предусматриваются средства на проведение эксперимента;

разрабатываются нормативные правовые документы по организации и проведению эксперимента, а также специальные кредитные продукты.

Второй этап – исполнительный – с 1 января по 30 сентября 2007 г.

На исполнительном этапе проводятся мероприятия по ипотечному кредитованию военнослужащих, участвующих в эксперименте на основе нормативных документов, разработанных на подготовительном этапе.

Третий этап – завершающий – с 1 октября по 31 декабря 2007 г.

На завершающем этапе:

разрабатываются нормативные правовые акты по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с учетом результатов эксперимента;

обеспечивается ежемесячное погашение обязательств по ипотечным кредитам, полученным участниками эксперимента до достижения 3-х лет участия военнослужащего в накопительно-ипотечной системе;

осуществляется перевод на типовые договоры целевых жилищных займов участников эксперимента.

Эксперимент по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих проводится в рамках норм, установленных Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", за исключением нормы части 1 статьи 14 в части срока, дающего право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа, и требований нормативных документов Правительства Российской Федерации, определяющих порядок и условия проведения эксперимента.

Эксперимент проводится в нескольких субъектах Российской Федерации по различным программам ипотечного кредитования.

Для участия в эксперименте допускаются военнослужащие, вступившие в накопительно-ипотечную систему в 2005 году, продолжительность участия которых в системе составляет не менее 1 года. Количество участников эксперимента определяется по предложениям Минобороны России, ФСБ России и СВР России.

Нормативное правовое обеспечение эксперимента

Эксперимент проводится на основании решений Правительства Российской Федерации по утверждению:

-порядка проведения в 2006-2007 годах эксперимента по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;

-типового договора целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, участвующему в эксперименте;

-стандартной формы закладной, удостоверяющей право кредитной организации по договору об ипотеке  с участником эксперимента;

- порядка и условий предоставления и погашения целевых жилищных займов участникам накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих;

-порядка оформления ипотеки участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включая очередность требований кредиторов и существенные условия кредитного договора.

 

Информационное обеспечение эксперимента

Информационное обеспечение эксперимента по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих включает:

 совокупность объективных данных, о ходе эксперимента и степени выполнения задач эксперимента, позволяющих принять решения по его результатам;

 широкое и объективное отражение в средствах массовой информации условий и хода эксперимента.

Ресурсное обеспечение эксперимента

Источником финансового обеспечения эксперимента являются денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2007 год на проведение эксперимента, в пределах выделяемых ассигнований на финансирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и не учтенные на именных накопительных счетах участников.

С целью достижения объективности результатов эксперимента и в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в части права участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа после трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, целесообразно участникам эксперимента сумму первоначального взноса определять с учетом законодательно утвержденных накопительных взносов за 2005, 2006 годы; накопительных взносов на 2007 и 2008 годы, прогнозируемых с учетом сложившейся на рынке стоимости жилья; иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. Сумму ежемесячных платежей по ипотечному кредиту до достижения трех лет участия военнослужащего в накопительно-ипотечной системе определять в размере законодательно утвержденного накопительного взноса на соответствующий год.

Механизм организации и проведения эксперимента

Общую координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций в рамках проведения эксперимента целесообразно возложить на Министерство обороны Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с порядком проведения эксперимента, утверждаемым Правительством Российской Федерации, представляют в Минобороны России списки военнослужащих, участвующих в эксперименте, и документы, необходимые для предоставления займа на проведение эксперимента и ипотечного кредита.

Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz